Антипасха – Фомино воскресенье в Православном календаре

В первое воскресенье после Пасхи в Православной церкви отмечается Антипасха, также известная как Фоминое воскресенье. При этом название Антипасха ни является противоположным, а означает обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Фоминой неделей праздник прозвали благодаря воспоминанием о веровании апостолом Фомой о Воскрешении. Согласно приданию, после Воскресения Иисус Христос являлся своим ученикам дважды. Непосредственно вечером Светлого Воскресения Он явился десяти апостолам, но апостола Фомы не было среди них. Когда другие апостолы рассказали Фоме о воскресении Иисуса, он им не поверил и ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

На восьмой день после Воскресения Иисус вновь явился своим ученикам, среди которых был Фома. Спаситель не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. После, вера Фомы укрепилась и он отправился проповедовать Евангелие по миру. Апостол Фома стал основателем христианских церквей в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Он принял мученической смертью за веру в Христа в 72 году в индийском городе Мелиапора (Мелипура).

Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви, после длительного великопостного перерыва, возобновляется совершение таинства венчания. Поэтому на Руси этот день ждали с большим нетерпением и прозвали его Красной горкой. На этот день приходилось больше всего свадеб в году, а также устраивались гуляния и сватовства.