На тринадцатый день светлой половины месяца Чайтх, период март-апрель по григорианскому календарю, в Индии верующие джайнизма отмечают важный праздник – Махавир Джаянти. Праздник установлен в честь дня рождения основателя религиозного течения Махавиры.

Джайнизм возник в Восточной Индии в VI в. до нашей эры как отражение недовольства в различных слоях индийского общества, прежде всего среди представителей «кшатриев» (воинов), из которой происходит большинство раджей Индии, засильем касты жрецов-брахманов.

Есть две версии о дате рождения основателя джайнизма Махавира. По одной из версий он появился на свет в 615 году до н.э. По второй версии год рождения Махавира 599 до н.э, то есть раньше Будды, своего современника. Отцом Махавира был правитель княжества Вайшали в государстве Видеха (современный Бихар) Сиддхартха, а матерью – царица Трисала.

По приданию во время беременности Трисала видела ведения, которые толкователи объяснили, что ее дитя суждено стать либо Чакравартином (императором вселенной), либо Тиртханкаром (учителем человечества). В последствии родители предоставили Махавир право выбора кем он хочет стать. При рождение Махавир получил имя Вардхамана («взращиватель»). В юности, своими героическими подвигами он заслужил имя Махавира («великий герой»).

В возрасте тридцати лет Махавира удалился от мирской суеты с бродячими проповедниками. Вскоре он их покинул и продолжил одинокий путь, длинною 12 лет. На 13 году скитаний, Махавира достиг всеведения под деревом Ашока на холме Парванатха. После этого он стал известен как Джина («победитель кармы» – предначертаний судьбы), откуда и берет начало название религии – «джайнизм». Более тридцати лет он проповедовал Махавира свое учение. Главный принцип джайнизма – ненасилия ко всему живому.

Джайнизм так и не стал религией масс, хотя сегодня число последователей этой религии составляет более 4 миллионов. Они делятся на сторонников двух основных сект: Дигамбара («облачающихся в небо, воздух») и Шветамбара («облачающихся в белое»).

Праздники джайнизма отмечается довольно скромно, оттого что верующие не считают веселье подобающим на фоне пронизанной страданием суровой реальности жизни.